"Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии" Роя Андерссона

Прежде всего, первое, что бросается в этом фильме в глаза - это его странное и непривычное для слуха название. Сам Рой Андерссон в своем интервью говорил о том, что он его придумал, когда наблюдал схожую картину из окна своего дома (здесь же имеется в виду и непосредственная отсылка к картине Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу»).

Так или иначе, "Голубь..." является заключительной частью трилогии, в которую входят такие фильмы, как "Песни со второго этажа" и "Ты живущий", завоевавшие в свое время одобрение кинокритиков и ставшие визитной карточкой шведского кинорежиссера.

Основная проблематика, поднимающаяся режиссером в этой картине, - отчуждение и отсутствие в человеке эмпатии. При этом "Голубь...", несмотря на намеренную, подчеркнутую минималистичность, получился удивительно многогранным фильмом.

96624_original.jpg

Вышло так, что в картине, по сути не имеющей четкого сюжета, главных героев и какого-либо развития, мы легко угадываем себя и нашу современность. И интересно, в связи с этим, проследить за тем, какими средствами художественной выразительности пользовался Рой Андерссон для того, чтобы добиться такого результата.

"Голубь..." холоден, сер и адинамичен. Действие в нем словно специально, принудительно замедляется, чтобы позволить зрителю полностью погрузиться в созданный режиссером мир. Такой эффект, как это ни парадоксально, достигается за счет непритязательной актерской игры, странных монологов героев и постоянной смены декораций (большинство эпизодов Рой Андерссон снимал в отстроенных для этого павильонах).

При этом удивительно то, как постоянная смена плана, заставляет зрителя находиться в тонусе и быть внимательным к деталям и все это, казалось бы, при отсутствии действия. Находясь на грани "фола" и превращая свой фильм в некую фантасмагорию, Рой Андерссон, с одной стороны, показывает выдуманный мир, где в кафе может заехать Карл XII, а с другой, совершенно привычный, в котором люди за фразой: "У меня все хорошо", скрывают свои чувства.

96624_original.jpg

Стоит также отметить и то, что "Голубь..." - это фильм, построенный из нескольких киноновелл (скетчей), место действия которых разворачивается в некой западноевропейской стране. Смесь трагического и комического, все же, жанр этой ленты определяется, как черная комедия, придает фильму определенную красоту и шарм. Что уж говорить, если главные герои произведения - это два неврастеничных человека, которые с грустными лицами пытаются продать устаревшие товары для развлечения (мешочек "со смехом", пугающую маску и "вампирские зубы"), постоянно повторяя: "Мы хотим, чтобы людям было смешно" (еще одна фраза, которая звучит лейтмотивом на протяжении всего произведения).

"Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии", пожалуй, на сегодня является одной из самых популярных картин Роя Андерссона. В 2014 году за эту ленту режиссер получил наивысший приз Венецианского фестиваля "Золотого льва". Структура "Голубя..." весьма необычна, а о жанровой составляющей, смеси черной трагикомедии и артхаусной, почти театрализованной постановки, можно долго спорить. Однако одного у Роя Андерссона не отнять - это его сугубо индивидуальную, комическую и в чем-то меланхолическую манеру повествования о мире, в котором мы все сегодня живем.


После такой рецензии посмотрю обязательно... )
Не знаком со шведским синематографом, а название ближе к японской философии)
Мне кажеься, голубь все время размышляет о еде)
Хорошего дня и замечательного настроения!)
Интересно, захотелось посмотреть.
посмотрите, только помните, что это все же артхаус) хоть и своеобразный. не всякому может понравиться)
Не смотрел. Название интригует, хотя многие сейчас берут такие глубокомысленные названия для псевдофилософских произведений.
Надеюсь, это не тот случай.
согласен. но здесь другой случай) тут уклон не в философию, а в фарс, гротеск если хотите)
Посмотрел с большим удовольствием, как и остальные фильмы Андерсона. Но любимым остался "Песни со второго этажа".
О, интересно описано, никогда раньше не слышал. Но проблема, про отсутствие эмпатии, для наших дней прямо вопиющая...
на осень надо бы найти что нибудь оптимистичное , чтобы хоть как то настроение поднять)
я подумаю над этим) напишем что-нибудь и про оптимистические картины
...в котором люди за фразой: "У меня все хорошо", скрывают свои чувства... (с)

По-моему, самый главный лейтмотив всего кино, по моим понятиям... Это глубокое философское понятие современного мира... Увы...
про современность там действительно сказано много
Судя по рецензии, фильм достойный. Но, наверное, я бы не стала его смотреть. Не сейчас, во всяком случае.