"Эми" Азифа Кападии

Документальные фильмы - жанр кинематографа, развивающийся по своим законам и имеющий определенную специфику. В равной мере касается это и фильмов про известных, популярных людей, оставивших свой след в истории.

Каждый из нас не единожды видел такие картины, где повествуется о судьбе музыканта, спортсмена или известного писателя. Они имеют общую структуру, зритель заранее знает финал, как правило, у большинства он трагичен, но почему-то его вновь и вновь притягивают эти истории. Может быть, происходит это оттого, что в судьбах других людей, мы видим самих себя, свои ошибки, взлеты и падения и, разделяя это с посторонним человеком, мы не кажемся себе столь уж одинокими.

Так или иначе, фильмы-автобиографии продолжают оставаться популярными. Однако браться за их реализацию нужно с большой осторожностью. Мы помним примеры, как действительно великих картин об известных людях, так и посредственных, откровенно слабых фильмов, не оставляющих после себя долгого послевкусия.

Картина "Эми" британского режиссера, сценариста, актера и продюсера Азифа Кападии несомненно относится к первой категории.




"Эми" - это лента о жизни британской певицы Эми Уайнхаус. Ее вокал, манера исполнения, ненавязчивые, простые, но бьющие точно в цель тексты, помогли Эми завоевать огромную популярность по всему миру. В 2000 - х годах она была признана ведущей британской исполнительницей. На ее счету 5 премий "Грэмми", она "Best British Female Artist" и автор двух платиновых альбомов, один из которых («Back to Black») был признан лучшим альбомом XXI - века в Великобритании.

Такие награды и колоссальная известность не могли не отразиться на жизни певицы, изменив и, в какой-то момент, сломив ее.

Исследованию этого аспекта во многом, но не во всем, и посвящен фильм Азифа Кападии. Британский режиссер, знавший об Эми, но не являвшийся ее горячим поклонником, приступил к работе над своим проектом с присущей британцам педантичностью.

Работа над фильмом велась в течении нескольких лет. За этот период режиссером было взято около сотни интервью, собрано множество записей и фотографий, среди которых зритель может увидеть еще юную девочку впервые исполняющую свои песни или просто дурачащуюся на камеру. Именно записью со дня рождения подруги Эми и начинается эта картина.

В итоге фильм получился сугубо личным и крайне эмоциональным. В нем показан не только путь становления певицы и ее непростые отношения с близкими, в нем есть самая Эми, живущая и будто рассказывающая нам свою историю.

В определенной мере эффект этот достигается за счет того, что режиссер здесь выступает в роли зрителя, он словно наблюдает со стороны, позволяя другим вести разговор. В фильме собраны домашние и концертные записи, телевизионные программы и шоу, посредством которых Азиф Кападия знакомит нас с жизнью Эми Уайнхаус.

Конечно, можно говорить и о том, что британский режиссер немного лукавит, когда намеренно отстраняет себя от истории, стараясь рассказать ее максимально непредвзято. Лауреат премии BAFTA, получивший широкую известность за свой фильм "Сенна" о гонщике Формулы 1, наверное, не стал бы им, если бы не умел выражать свой взгляд на вещи.



Азиф Кападия, помимо прочего, когда исследует жизнь Эми, пытается дать ответ на ключевой вопрос: что же могло привести популярную певицу к такому финалу? И ответ этот неутешительный, по крайней мере, для семьи и ее окружения, людей, которые, пусть и непреднамеренно, но поспособствовали столь трагической развязке. И тогда совсем не удивительной выглядит история скандала с отцом Эми, который не принял этот фильм.

Однако, поучаствовав во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля 2015 года, картина получила восторженные отзывы как прессы и кинокритиков, так и зрительской аудитории, что является редкостью для документального жанра.

Удалось этого добиться не только за счет использования образа Эми Уайнхаус, но и посредством проделанной над фильмом работы. "Эми" - это не просто фильм - биография, это картина, сосуществующая на стыке двух жанров, художественного и документального. Панорамы Лондона, оформление сцен - все здесь направлено на создание определенного образа и подчинено одной цели - вовлечь зрителя в историю. Что, удивительным образом, и удается проделать режиссеру. Мы переживаем за главную героиню, мы ей сочувствуем и пытаемся понять, мы будто смотрим не документальную ленту, где итог заранее предрешен, а художественный фильм, надеясь на счастливый финал.

"Эми" - фильм, который несомненно стоит увидеть как поклонникам жанра и почитателям исполнительницы, так и простым зрителям, может быть, даже не знавшим до этого о такой певице, поскольку после просмотра вы непременно захотите познакомиться с творчеством Эми Уайнхаус ближе.



А ведь действительно как человек устроен: хлебом не корми, дай в чужой жизни покопаться:)
Совершенно с её творчеством не знаком, хотя имя знаю.
Посмотрю.
У неё как раз новый альбом вышел после долгого перерыва...
А я о ней услышал, когда смерть ее обсуждалась... вспыхнула и сгорела, как метеор, а ведь была, как пишут, необыкновенно талантлива.
Вы правы, такие фильмы надо аккуратно создавать, особенно если героя уже нет в живых.
Спасибо за рецензию. Интересно.
Интересная получилась рецензия!
Обожаю Эми, но про фильм не слышал. Нужно посмотреть.
Не люблю документальные фильмы и биографии... Видимо, мой вкус застрял на "Звездных войнах" до самой пенсии)
В последнее время стали нравится подобные фильмы
да, интересно глянуть. о певице мало что знал - не особо ее творчество цепляло.