"Фауст" Александра Сокурова

Предания о докторе и чернокнижнике Иоганне Фаусте появились в XVI, результатом чего явилась «Народная книга», а образ ученого, заключившего сделку с дьяволом, закрепился в мировой литературе.

Фауст, наряду с Дон Жуаном, Гамлетом и Дон Кихотом вхож в плеяду «вечных образов», интерес к которым проявляли авторы разных стран и эпох.

К наиболее известному произведению о Фаусте, трагедии немецкого поэта и мыслителя И.В. Гете восходит картина А. Сокурова, являющаяся интерпретацией классического произведения.

Сюжет фильма построен на любовной линии доктора и Маргариты, где пристальное внимание режиссер уделяет исследованию порывов и страстей Фауста.

Фауст поставлен во главу угла, на него смещены акценты фильма, борьбе добра и зла, разворачивающейся внутри доктора, а не вовне, посвящено произведение российского кинорежиссера А. Сокурова и сценариста Ю. Арабова.



«Я - часть той силы…» прозвучит вскользь, а Мефистофель, утративший лоск и притягательность немецкого предшественника, останется «в тени».

Попытка исследовать внутренний мир героя простирается за пределы гетевской трагедии, в результате чего «Фауст» Сокурова вырастает в самостоятельное произведение, наследующие традиции русской классической школы.

Картина российского режиссера более напоминает роман, нежели экранное произведение, по прочтении которого испытываешь «катарсис души» (Аристотель).

«Фауст» Сокурова интертекстуален и полемичен – это картина, отсылающая нас не только к И. В. Гете, но к Ф. М. Достоевскому и Ф. В. Ницше.

«Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей… Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований…»

Утопическую картину гибели общества, где каждый готов слушать голос исключительно собственного «Я», живописует Ф.М. Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание».

Цитата, взятая из произведения русского классика, уместна в контексте картины Сокурова, где «воля к жизни» и «воля к власти» в Фаусте одержали верх.

Другой немецкий мыслитель и писатель Ф. В. Ницше упоминал, что в культуре и природе человека сосредоточены два начала: «аполлоническое» («ориентировано на разумность, оформленность, упорядоченность бытия» В. Бычков) и «дионисийское» («инстинктивная воля к жизни, вне контроля или диктата разума» В. Бычков).

Два начала взаимосвязаны, являясь «борьбой и единством противоположностей» (Гегель), но победа одного из них может окончиться катастрофой.

К примеру, той, что описана Достоевским где, по мнению автора, индивидуальное, инстинктивное начало, позже, названное немецким философом «дионисийским», победило, приведя к краху цивилизации.

Некоторые из этих воззрений Достоевского нашли отражение в «Фаусте» Александра Сокурова.





Пастиш вышел удачным. Жить в мире где «Бог умер», нет места любви (Фаустом движет исключительно желание обладать Маргаритой), нищего и невзрачного Мефистофеля можно закидать камнями, а герой новой формации, «пребывающий по ту сторону традиционных ценностей и каких-либо императивов» (В. Бычков), теряет человеческий облик, попросту страшно.

И что это как не режиссерский манифест, торжественно врученный зрителю, фильм-притча, отсылающий нас ко времени рождения мифов о докторе Фаусте и вместе с тем обращенный к нам?

Художественное оформление сцен, мрачные пейзажи Средних веков говорят о принадлежности истории к навсегда ушедшим временам, но подтекст картины достаточно нарочит, чтобы не усмотреть в Фаусте человека эпохи постмодернизма, отвергнувшего нормы, знающего, как устроено тело, но не умеющего познать душу.

Отнюдь не случайно в первых сценах фильма, препарируя труп, доктор Фауст спрашивает: «Где здесь душа?» - вопрос, на который не будет ответа.

«Фауст» - фильм-драма, ставший заключительной частью тетралогии власти («Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст»), вышел в российский прокат в 2012 году.

Повествующий о рождении «нового» человека, лишенного «всех современных (= культурных) пороков и предрассудков… которому дозволено все» (В. Бычков), «Фауст» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» 68-го Венецианского кинофестиваля, став одним из наиболее значительных российских фильмов минувшего времени.



Много слышала,но не смотрела,времени нет,скорее бы на пенсию что бы всё пересмотреть...
Всё не посмотрю... надо это дело поправить...
Хорошего вечера!
Сложное произведение, осилила его не с первого раза.
Последние наши исследования (теория HAT Medicine) показало, что душа и тело устроены одинакова. Одни и те же законы. Между прочим законы борьбы противоположностей. Если возникает одно заболевание, то может исчезнуть другое. То же самое и с нашими мыслями: корка находится в противоречии с подкоркой. "Кора говорит иди направо, а подкорка толкает налево". Равновесие - это залог физического и духовного равновесия.
Люди, описавшие Мефистофеля об этом не знали.
У Вас, как всегда, интригующие рецензии!
Внес себе в списочек )
Спасибо. Но Сокуров - увы - не для меня. С самого начала:)
К своему глубокому сожалению, я не смог чисто по техническим причинам когда-то дочитать "Фауста" Гете. Наверное, надо вернуться к нему, чтобы в полной мере оценить картину. Или Вы настаиваете на том, что это самостоятельное произведение, которое можно смотреть без предварительного ознакомления с Гете?
с литературой лучше ознакомиться и не только с Гете)
Спасибо. Очень хорошо! Текст передаёт многоплановость и глубину картины.
Мне явно надо его посмотреть...
вот как раз завтра собирался посмотреть этот фильм..