«Дело о „Мертвых душах“ П. Лунгина»

Под сим, вероятно, они изволили разуметь близкие к смерти, а не умершие. Да и самое таковое название уже показывает изучение наук более эмпирическое, вероятно ограничившееся приходским училищем, ибо душа бессмертна.

Н.В. Гоголь. Мертвые души, том II, глава III


постер.jpgВ мире кинематографа прочно укоренились сериалы. Они популярны, мастерски исполнены, они нынешние законодатели мод и новых тенденций в кино. Трудно говорить насколько полно формула, представленная выше, подходит к отечественному образцу 2005 года, но определенный интерес фильм вызывает.

Первая причина, привлекающая к нему внимание, режиссер Павле Лунгин, автор таких произведений, как «Такси-блюз», «Остров», «Царь», лауреат Каннского кинофестиваля, «Золотого орла», «Ники».

Вторая причина оператор Сергей Астахов, снимавший такие картина Алексея Балабанова, как «Счастливые дни», «Брат», «Про уродов и людей», «Война», «Мне не больно».

Третья причина Юрий Арабов. Лауреат «Ники», «Золотого орла», Каннского кинофестиваля, постоянный соавтор Александра Сокурова, написавший сценарии к фильмам «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст», «Тихие страницы», кстати, картине, отсылающей нас к произведениям русской литературы XIX-века и, в частности, Ф.М. Достоевскому, от которого до Гоголя один шаг. Он автор сценария к сериалу «Доктор Живаго», картинам «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», необычным «Орлеан» и «Монах и бес», в каждом из которых присутствовала прочная литературная основа.

Четвертая причина небезынтересный актерский состав. В ролях: Павел Деревянко, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Нина Усанова, Александр Абдулов, Виктор Вержбицкий, Александр Семчев, Леонид Ярмольник, Александр Ильин – краткий и отнюдь не полный перечень участвующих исполнителей.

Пятая причина Н.В. Гоголь. «Дело о „Мертвых душах“» - реминисценция его произведений. Автор, никогда не терявший актуальности, гротескный и комичный, мастер скрытого подтекста – он то, главное, из-за чего сериал вызывает интерес и развернувшуюся, после выхода на экраны, полемику вокруг него.

Поводом к негативной критике, называвшей произведение Лунгина и Арабова «гоголь-моголь», послужила вольная интерпретация и трактовка нескольких произведений Николай Васильевича. «Дело о „Мертвых душах“» - не только аллюзия на замечательную поэму Гоголя, поставленную в фильме во главу угла, в картине П. Лунгина есть место комедии «Ревизор», повестям «Вий», «Нос», «Шинель» и некоторым другим.

Оттого воспринимать «Дело о „Мертвых душах“», вырывая из контекста отдельные его детали, отсылающие к произведениям писателя, неуместно. Сериал органично выглядит в разрезе всего творческого пути Гоголя и нелишне, перед или после просмотра, перечитать его произведения. Проанализировать отдельные, сохранившиеся главы второго тома «Мертвых душ», удивительно, но и они важны в «Деле…», прочесть «Выбранные места из переписки с друзьями», вспомнив, а, может быть, открыв для себя Гоголя не только как комичного и мистического, но и проблематичного, глубоко чувствующего и мыслящего писателя.

«Дело о „Мертвых душах“» - произведение неординарное. Ю. Арабов и П. Лунгин прекрасно изучив творчество автора, вступают с ним в дискуссию на извечные темы. Умело смещая акценты (например, Хабенский в роли Чичикова, олицетворяющий мистическое начало мало вяжется с Чичиковым Гоголя, которому тот готовил иную участь), авторы интерпретируют не столько конкретные произведения Гоголя, сколько полемизируют с ним, как писателем, его выводами, теми темами, которых он касался.

В большей степени, «Дело о „Мертвых душах“» - это авторское кино, потому в амплуа игрового ТВ-сериала оно может вызывать сомнения как у телевизионной аудитории, так и критиков. И все же произведение П. Лунгина, сосуществующее на стыке жанров, имеющее определенное звучание и стилистику, передающую не только гоголевский фарс и иронию, но и глубину, пример как качественного переосмысления классической литературы, так и изящного диалога с одним из ее авторов.



О какие силы снимали этот сериал... надо глянуть.
Пятая причина Н.В. Гоголь... не, он первая! С него все остальные причины...
верно, но поскольку я все же о фильме говорил, вначале коснулся кинематографических причин)
Кстати, надо бы пересмотреть..спасибо за напоминание..
Не люблю сериалы. Но описание интригует)
Боюсь я этих современных интерпретаций классики и смещения акцентов)
ай да Гоголь, ай да сукин сын - его классика актуальна и до селе))
Сериал не смотрел! Спасибо за рецензию!
Состав актерский очень интересный. Фильма, к сожалению, не смотрела.